В 1965 году в Сан-Франциско зародилось одно любопытное явление, которое получило название "guerrilla theatre", то есть "партизанский театр". Эта контркультурная практика, сформулированная и разработанная режиссером Р. Дж. Дэвисом, в 60-70-е гг. стала одним из самых популярных инструментов американского антивоенного движения.
"Партизанский театр" строился на трех вещах: на подпольном образе существования, на взломе тогда еще крайне консервативной американской буржуазной морали и на размывании формата классического театра. Первое достигалось за счет проведения спектаклей исключительно в неформальных и спонтанно выбранных местах (в парках, в торговых центрах, на оживленных перекрестках), второе - за счет актуализации табуированных в те годы в Штатах тем вроде социализма, прав негров или межрасовых браков, а третье - с помощью карнавализации спектакля, в который вовлекались прохожие, зрители или полиция. В целом, американский "партизанский театр" 60-х был чуть ли не реинкарнацией "комедии дель арте" - итальянского уличного театра 16-го века.
Спектакль "партизанского театра" мог выглядеть так. В людном месте, скажем на оживленной улице, появлялось несколько черных актеров, которые изображали радикалов из "Черных пантер". Актеры начинали размахивать транспарантами и призывать к революции. Появлялась полиция и начинала задерживать "пантер". В это же время из толпы выбегали другие актеры "партизанского театра", только переодетые в подобие полицейской формы. Они начинали помогать полиции, которая видя по эклектичной форме, отсутствию значков и т.д., что ее помощники не полиция, начинала скручивать и их. Тогда псевдополиция тоже начинала скручивать настоящую полицию и все окончательно превращалось в балаган.
В 60-70-е спонтанно возникавшие тут и там труппы "партизанского театра" успели поучаствовать во всех знаковых событиях того времени: в "Лете любви", в Вудстокском фестивале и в огромных антивоенных маршах. Пожалуй, самыми яркими спектаклями, которые когда либо разыгрывались "партизанскими театрами", стали представления, устроенные в Вашингтоне американскими ветеранами Вьетнама. 18 апреля 1971 года несколько сотен ветеранов-активистов в рамках антивоенной операции "Каньон Дьюи III" произвели "незаконное вторжение" в Вашингтон, где устроили ряд громких акций. Они вламывались в Конгресс, ходили маршем у Белого дома неся перевернутый американский флаг, забрасывали правительственные здания своими наградами и устраивали в центре города импровизированные театральные представления, в которых имитировали операции по поиску и уничтожению, сжигание деревень и перестрелки с Вьетконгом.
Ниже на фото вы можете видеть одну из сцен организованного ветеранами Вьетнама "партизанского театра". Фото было сделано в Вашингтоне либо в апреле, либо в мае 1971 года.
#заметка@vietnam_war_chronicles